Интернет-проект Владимира Нефедьева

Николо-Пешношский монастырь

Пешношский устав. Часть II

 

 Сегодня мы продолжаем публиковать на страницах нашего Интернет-проекта Устав Свято-Николаевского Пешношского мужского монастыря.

Предлагаемый Вашему вниманию отрывок посвящен богослужебным традициям обители, которые были унаследованны ею от Святой Горы Афонской, а также содержит интересное описание правил повседневной монастырской жизни, устройства келлий и быта насельников.

 

 

 

О ПЕНИИ И ЧТЕНИИ

Пение употребляется единственно столповое (знаменное) и на Подобны всех гласов. Чтение читается ясною речью и неторопливо, выжидая каждого окончания возгласа или пения, а равно и певцы по окончании каждого стиха начинают пение.

 

О ЧЕРЕДАХ ЦЕРКОВНЫХ,
ИСПОЛНЯЕМЫХ СВЯЩЕННСЛУЖИТЕЛЯМИ И ЧТЕЦАМИ.

1. Чередной иеромонах и иеродиакон, начиная седмичное служение с вечера субботы, оканчивают оное утренними славословиями, поздними Литургиями и вечеренями с правилами, и на следующий неделе занимаются одними молебнами для богомольцев (в сию седмицу обязанность сего иеромонаха благословлять вечернюю трапезу); на третьей служит ранние Литургии; на четвертой в воскресенья и случившиеся праздники должны быть в соборном служении.

2. Кононархи сказывают  стихиры понедельно (коих двое); в то время кононарх распределяет между всеми вообще чтецами чтение в череде их; кроме ранней и где нет череды.

3. Каждый дневной чтец по очереди в продолжении всех суток во все службы читает, начиная с вечерни и оканчивает на другой день девятым часом.

4. Акафист на повечерии читает навсегда чередной иеромонах, а иногда настоятель.

5. На утренях шестопсалмие читают священно-служащие, а иногда монахи.

6. Псалтырь на утренях и вечернях читается в продолжение всей седмицы одним чтецом, а в Четыредесятницу по окончании одного Псалтыря переменяется другим чтецом.

7. По первом седальне толкование на Евангелие или поучение читаются священно-служащими в великие праздники, чтутся в епитрахили.

8. Каноны на утрени читаются поденно.

9. Прологи на утрени по 6 песни читаются клиросными поденно, а в великие праздники иеродиаконами в стихарях.

10. Апостолы в поздние Литургии читаются клиросными поденно.

11. Вместо пения причастного стиха за позднею Литургиею читаются поучение священно-служащими, а в праздники иеромонахом на амвоне.

12. После поздней Литургии бываемые молебны отправляются от правого и левого клироса клиросными понедельно, а на прочие молебны наряжаются особенно более из ранних клирошан.

13. Во время обеденной и вечерней трапезы так называемый «жертвенник» читают поденно (но не в череде церковных чтений).

14. Чреды чтецов не смешиваются одна с другою; например, чтец, держащий дневную череду не читает ни Октоиха на Повечерии, ни Псалтыря, ни канонов и Пролога; и чередной Псалтыря кроме оного ничего не читает; чередной утренних канонов также кроме оных ничего не читает; и так одна с другою череда чтения не смешиваются, кононарх в свою череду кононаршества от всех чтений освобождается.

15. Чтением Синодика и помянников во время Проскомидии, как за ранней, так и за поздней Литургией, заниматься должны все, исключая только не могущих читать.

16. Сюда должно отнести будильников, которые по возбуждении братии к утреннему славословию, наблюдают, все ли пришли в церковь, если кого не видят, идут и возбуждают вторично; а кто откажется быть на славословии или за болезнью или по каким другим причинам, именно объяснив оные, будильник по окончании Полунощницы доносит о непришедших в церковь настоятелю, объясняя их причины, а кто не был по лености, тот наказуется в трапезе поклонами.

17. По пропетии «Бог Господь», повар из лампады местного Спасителева образа берет в фонарь огонь и, взяв у настоятеля благословение, идет в поварню и сим огнем затопляет печь для варения пищи.

18. По окончании утреннего славословия, во время чтения Первого часа, братия берут у настоятеля благословение, а в праздничные дни, когда бывает целование Евангелия, иконы и помазание елеем, тогда в Первый час благословения не бывает, и по отпусте онаго братия расходится каждый во свою келью.

 

ЧИН КЕЛЕЙНЫЙ

Расположение келий

При входе с крыльца в сенях, по обе стороны дверей, в прихожих – по две двери в келлии, итак две келлии с одною прихожею и печкою, а в каждой келлии по лежанке.

 

Келейный обряд и занятие

Из тех двух келий, живущих находятся: один старший, а другой младший. Старшего келлия отличается небольшою особою прихожею, а когда надлежит им время выходить из келлии,  как то: в церковь, в трапезу, на послушание, или на какое-либо другое дело, полагаются три поклона с молитвой Достойно есть: и, сотворив Иисусову молитву, берет благословение с объяснением, именно на какое идет дело; даже за водою сходить, дров принести и в печку положить, затопить или закрыть; все делается с молитвой и благословением.

Встречаясь с кем-либо на Монастыре, кланяясь говорит: благослови отче или брат, а новоначальных приветствуют словом: спасися! После вечернего церковного правила испрося друг у друга прощения успокаиваются в молчании до утреннего часа; некоторые мощнейшие, кроме канонов, занимаются поклонами, назначенными от духовного Отца, и умною молитвою.

Утром те монашествующие, которым поручены должности и послушания, сопряженные с заботами, взимая благословение от настоятеля, выходят из утреннего пения во время канона, кратко отдохнув в келлии, встают и совершают положенное правило, которое состоит в чтении нескольких глав Евангелия, Апостола, трех кафизм с молитвами помянника, поклонов и умных молитв, положенных на общем вечернем правиле, или данное от духовного Отца каждому по силе; по окончании правила идут к ранней литургии, а после оной занимаются должностями.

Свободные от должностей исполняют вышеозначенное келейное правило во время ранней литургии, а потом идут к поздней.

 

О вещах келейных

В келлиях дозволяется иметь следующие вещи: Иконы, книги, стол, малый аналой, один или два стула, койку для отдохновения, шерстяной войлок с возглавием, простыню, ночник для освещения, поплевок, рукомойник, таз, два кувшина для воды и кваса. Если кто и еще имеет какие-либо вещи, то они имеются с благословения настоятеля.

Из одежд и обуви летние: мантийный подрясник, кожаный пояс, белый холщевый балахон, рабочую серого сукна фуфайку, холщевые чулки, туфли, рясу, мантию, четки, клобук, камилавку; а послушники – черный колпак. Зимние: суконный кафтан, овчинную шубу, шерстяные чулки и теплую камилавку или колпак (на послушание и в отъезде даются: тулуп, серый суконный халат, сапоги и рукавицы с варежками), утиральник, карманный платок.

Cвященнослужители имеют и еще сверх показанных одежд: суконный кафтан, мантийный подрясник, камилавку и, сапоги и зимнюю муфту. Одежда различается на три сорта: священнослужителей, монахов и послушников, и один от другого различествуют добротою.
  


 В следующей публикации мы предполагаем закончить знакомить благочестивого читателя с Уставом Николо-Пешношского монастыря - в заключительной части вы найдете повествование о монастырских должностях и чтении в обители неусыпаемой Псалтири.

 

 
Поиск в православном интернете: 
Православие.Ru Яндекс.Метрика Информер тИЦ и PR Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет