История православных реликвий

Колокола Николо-Пешношского монастыря: неисповедимые пути

Живая история собирается по крупицам, особенно та ее часть, которую пытались стереть из нашей памяти.

Источником интересных сведений становятся сохранившиеся дореволюционные журналы. Один из самых популярных среди образованных русских людей начала 20 века – «Русский инвалид». В нем в 1905 году подполковник Николай Жерве опубликовал статью «Пропавшая старина», которая связала подмосковный Николо-Пешношский мужской монастырь и знаменитый Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.

Русские офицеры начала прошлого века получали такое образование, которое позволяло быть им писателями, энциклопедистами, историками. И представитель военной династии Николай Жерве – достойный пример этому. Собранные им сведения любопытны интересующим русской историей людям и спустя столетие. О чем же поведал офицер-артилерист в своей статье?

Старинные колокола: в Петропавловский собор из Николо-Пешношского монастыря

В 1905 году собор Петра и Павла должен был получить новые колокола с Гатчинского колокольного завода, а старые подлежали переплавке. Но среди этого «металлолома» находились три уникальные литые реликвии: 20-пудовый колокол 16 века, 12-пудовый начала 18 века, и 219-пудовый гигант конца 17 века, который изначально предполагалось доставить в Николо-Пешношский мужской монастырь.

Эти, обладающие исторической ценностью, медные литые изделия были не переплавлены только благодаря вмешательству императорской археологической комиссии. Колокола было решено хранить в Артиллерийском историческом музее, но затем самый старый передали в Русский музей.

На произведении мастера Михаила Лодыгина, изготовленного в Дмитровском уезде в 1688 году, есть надпись, свидетельствующая о том, что колокол должен быть направлен в Николо-Пешношский монастырь. И гигант находился в монастыре около ста лет. Но в конце 18 века обитель преобразовали в обычную церковь. Медный благовест сняли с обветшавшей колокольни, направили в Санкт-Петербург и водрузили на Петропавловский собор.

Как связан церковный атрибут с русской артиллерией, почему им заинтересовался офицер-артиллерист? Дело в том, что монастырские и церковные колокола отливались в 17-18 веках на пушкарских или литейных дворах, там же, где и пушки, теми же мастерами. Церкви обменивали новые литые изделия на медный лом или покупали. Вырученные деньги шли на финансирование артиллерийских училищ. Устаревшие колокола переливались в новые, поэтому старинного литья сохранилось мало. Так что колокольное дело было частью артиллерийского искусства.

История сохранила имена великих мастеров-литейщиков петровской эпохи: Ивана Лодыгина, Федора Леонтьева и Ивана Моторина, который впоследствии переделывал всемирно известный кремлевский Царь-колокол.

Основанный в 14 веке Николо-Пешношский мужской монастырь после пережитого при Петре упадка, одним из проявлений которого была утеря ценного колокола, очень быстро возродился. В 19 веке он был одним из красивейших и богатейших в России.

В советские времена в стенах обители расположили психоневрологический интернат. С 2007 года монастырь начал свое возрождение. Продолжается реставрация и сейчас. С каждым днем монастырь становится краше. Монахи содержат большое подсобное хозяйство: стадо коров, ухоженный зверинец. В последнее время все больше туристов и паломников посещают Николо-Пешношский мужской монастырь.