Реставрационные работы 1960-х

Некоторые монастырские ансамбли попадали в программу реставрации под предлогом их предполагаемого нового использования. Так в Николо-Пешношском монастыре, который был передан дому инвалидов, а до этого использовался под жилье и разнообразные мастерские, в 1960-е – начале 1970-х годов под руководством Н.И.Иванова были отреставрированы памятники первой трети XVI века, Никольский собор и подколоколенный храм, а также фрагментарно стены и башни (в основном с фасадной стороны).

Никольскому собору в результате реставрации было возвращено позакомарное покрытие, устроено посводное покрытие главы.

Наряду с вычинкой фасадов и восстановлением линий сложных профилировок особое внимание было уделено итальянизирующим керамическим фризам в основании закомар и в верхней части барабана. При раскрытии, укреплении и воссоздании утраченных фрагментов керамического декора Никольского собора был использован опыт восстановления керамических фризов Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры.

К сожалению, не была восстановлена малая главка, первоначально отмечавшая расположение придела Леонтия Ростовского, находившегося в южной апсиде. В связи с приспособлением собора под столовую дома инвалидов было решено не разбирать разновременную обширную паперть, значительно исказившую первоначальный замысел XVI века.

В соответствии с принятой концепцией покраски здание собора выделялось своим белым цветом (правда, при этом уникальные терракотовые фризы зрительно сливались со стенами) на фоне двуцветной окраски папертей. Храм «иже под колоколы», сочетающий нижний ярус столпообразного храма XVI века и два яруса звона XVIII века, находился в руинированном состоянии. Однако обрушившиеся своды двух нижних ярусов позволили понять уникальную конструкцию сводчатых перекрытий. Во время реставрации были восстановлены все обвалившиеся конструктивные элементы, произведена вычинка фасадов с возобновлением частично стесанных деталей.

Окраска белым цветом нижней части сооружения по контрасту с открытой кирпичной кладкой верхней, по мысли архитектора-реставратора, должна была акцентировать внимание на объеме XVI века.

____________________________________________
Из журнала «Спасенное наследие:
из истории реставрации в Московской области».
Министерство культуры Московской области. М.2004.